Мої університети. Чергова й цікава історія про Радянську Армію з «людським обличчям» Анатолія ПОКРИШНЯ з Чернігова.
Продовжуємо знайомити Вас, шановні наші читачі, з кумедними, а, може, в чомусь і досить серйозними, розповідями «Про Радянську армію з людським обличчям» чернігівця Анатолія Покришня. Цього разу, перед черговою розповіддю, ми хочемо «надати слово» безпосередньо автору цих оповідків.
Розповіді 11, 12.
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство…
Указ Петра I от 09.12.1709 года, совсем не имеющий отношения к Советской Армии
Кто был студентом − видел юность, кто был солдатом − видел жизнь.
Армейская пословица
Несмотря на великое множество книг и кинофильмов о Советской Армии, я тоже, решился внести свою посильную лепту в историю «несокрушимой и легендарной». Не судите строго за это, ибо у каждого человека наступает такой этап в жизни, когда ему хочется поделиться тем, что он видел, слышал, чем занимался и чему научился. Сразу замечу, что окружающая действительность каждым конкретным человеком видится по-разному. Главное – откуда всматриваться: с хлопковых ли полей Вахшской долины Таджикистана или с барханов бескрайних пустынь Туркмении и Узбекистана, с крымских ли курортов Украины (!) или с Курильских сопок Дальнего Востока, с крыши бревенчатой баньки Заполярья или с бойницы Спасской башни Кремля.
В те славные времена исторического материализма, c его научно доказанными классиками марксизма-ленинизма базисом и надстройкой, армия была не только оплотом, но и институтом первого в мире социалистического государства, призванного выковывать смелого, инициативного и стойкого бойца – настоящего защитника Отечества, которому, что в атаку идти без страха и упрека, что траву к приезду высокого начальства покрасить, что в наряде по кухне пару мешков картошки почистить и туалет до блеска выдраить (умудрившись при всем этом к утру «хэбэ» сержанта и свое перестирать в хлорке) – всё не проблема, ну, а когда «надо помочь», то и огород на командирской даче перекопать.
Захотелось мне показать службу без выпячивания фальшивых «ратных» подвигов и прочей белиберды, распространяемой шустрой замполитовской братией по линии армейской пропаганды. Ведь в закрытом от постороннего глаза внутреннем её мире было место и тяжелым солдатским будням, и случавшимся по причинам чисто специфическим смешным случаям…
Вы уже, насколько я знаю, познакомились с моими небольшими рассказами. Надеюсь, что из моего невинного желания получилось интересное чтиво, которое можно даже назвать эмоциональным и сиюминутным репортажем, как для тех, кто к погонам никогда никакого отношения не имел (думаю: они лишний раз порадуются, что армия обошлась без их участия), так и для тех, кому пришлось хлебнуть «кирзовой каши» (а такие, как известно, даже в цирке не смеются). Но тем и другим и далее обещаю несколько часов хорошего настроения вперемешку со светлой грустью о годах молодости, которые, к большому сожалению, уже никогда не вернутся.
Все истории реальны и правдивы, ну, может, чуток приукрашены. Но это, сами понимаете, для пользы дела. Главное, что написаны они от души. А мои герои − такие же нормальные люди, как и все остальные. Вот еще пару небольших историй из моей армейской жизни.
КСТАТИ…
В Советской армии весьма популярным был такой анекдот:
– Рядовой Иванов!
– Я!
– Возьмите лом и подметите плац!
– …???.. Э-э… Товарищ сержант! А может, я это… того… Метлой лучше?
– Отставить разговорчики, рядовой Иванов! Выполнять, что сказано! (небольшая пауза, затем снисходительным тоном)… Понимаете: мне не нужно, чтобы вы ПОДМЕЛИ плац, мне нужно, чтобы вы… (далее идет одно из наиболее употребительных в СА нецензурных слов). В вольном переводе «с армейского» финальная фраза звучит приблизительно так: «Мне нужно, чтобы вы НУ, ОЧЕНЬ УСТАЛИ».
Смешно? Вероятно, смешно, во всяком случае, для тех, у кого все прелести воинской службы были уже позади. Все прочие же обычно воспринимают данную историю как «образчик непостижимого армейского идиотизма». И хотя я не большой сторонник корректности, но в данном случае вынужден категорически не согласиться с этой оценкой: это в самом деле вовсе никакой не идиотизм. ЭТО ТАКОЙ УМ! И главное, поверьте, что слово «ум» применено мною без иронии.
АНЕКДОТ, ДА И ТОЛЬКО
После окончания школы я поступил в Кролевецкое училище художественно-декоративного ткачества. Был там у меня приятель – Володя Кубуша, интересный такой парень, со всеми присущими набриалиненному «первому парню на деревне» завихрениями красавец, никогда не живший в городе. В один из мартовских дней мы, как полагается будущим защитникам Родины, проходили медицинский осмотр при райвоенкомате. Во все кабинеты к медицинским специалистам этот проныра старался попасть первым. А поскольку в самой медицине и тому подобных науках мой друг ничегошеньки не кумекал, то и вышло, что врача, именуемого отоларингологом, он спутал ни с кем иным как с урологом, а блестящий предмет у доктора на голове вовсе не вызывал у него никакого недоумения.
Так вот, подходит он к врачу, вернее к молоденькой симпатичной «врачихе». Она, не глядя, углубившись в свои бумаги, ему быстро:
– Ну что, призывник … Кубуша Владимир... Иванович, как, здоров?
– Да, нормально... Здоров, – отвечает мой приятель.
– Тогда давайте на стол свою писульку. (Заметьте, не «дайте форму 086-У», или «справку» какую, а именно «писульку».)
Мой приятель, недолго думая, опустил трусы и обнажил перед её носом своё мужское достоинство, прямо во всю длину. Бедная докторша от неожиданности сначала опешила, а потом от смеха под стол полезла. Ну и мы все, кто находился рядом в кабинете, тоже не могли удержаться от громкого хохота.
ДИНАМИТ
Дальнейшие события произошли в Ленинградском ордена Ленина военном округе (ЛенВО).
Моя служба началась с ноября 1968 года со сборного призывного пункта Кролевецкого райвоенкомата Сумской области. Уже через три дня я был в поселке Выповзово (недалеко от станции Бологое, Калининской, теперь Тверской области), в школе младших специалистов (ШМС) ракетных войск стратегического назначения…
«Курс молодого бойца» – это очень тяжелое испытание даже для молодого крепкого организма. Так вот, во время прохождения этого самого «курса» в качестве главного наставника и отца родного был у нас такой себе старшина батареи старший сержант срочной службы Витя Белоха. Парень на год-полтора старше нас по возрасту. Помню точно, что он призывался из Днепропетровской области. Эдакий симбиоз самодовольства, самодурства с чувством собственного достоинства, умноженных на твёрдое убеждение, что в армии всё должно быть параллельно и перпендикулярно, а если это «всё» имеет другое положение – значит, валяется.
Ну, так вот, проводит как-то этот «интеллектуал» полевые занятия (как потом выяснилось, вместо хлебнувшего «горькой» с утра командира батареи). Медленно двигаясь вдоль застывших в три шеренги курсантов, он с глубокомысленным видом вещает:
– Целью сегодняшнего занятия, товарищи курсанты, ставится… довести тему и цель занятия. … Бой – это единственное сpедство победы в бою. Вразумели?..
Затем, как бы нехотя, он останавливается и, глядя поверх наших голов с наигранным отвращением, заявляет, какие перед ним «дебилы и стадо баранов». Дескать, ничего не умеем: ни сапоги почистить, ни портянки намотать на ногу, ни из «луЧЧево во всем мире автомата стрельнуть», ни даже простой взрывпакет «запалить» и правильно бросить в сторону «воображаемого противника».
Мы, в свою очередь, стоим замученные и загнанные, как зверьки, деградировавшие до уровня невинных и непорочных папуасов времен Миклухо-Маклая, и с благоговейным вниманием слушаем весь этот бред. Попробуй только возмутиться или усомниться в справедливости его слов – тут же будешь отрабатывать «вспышку слева, вспышку справа» или «ускоренное передвижение по пересечённой местности с полной выкладкой».
– Между тем, – продолжает «преподаватель», – нет ничего проще, нежели бросить данное изделие.
Он подходит к столу и берет взрывпакет:
– Смотрите, бараны, внимательно. Берём в левую руку пакет, в правую — спички. Зажигаем «бикфордов шнур» (это потом я узнал, что его правильное название – «огнепроводный шнур»), спички кладём в карман…, взрывпакет бросаем в сторону противника.
На самом деле коробок со спичками летит в указанном «полководцем» направлении, а взрывпакет помещается в глубокий карман старшинской шинели.
Строй застыл в немом восторге! Необходимо отметить, что шнур горит 6 – 7 секунд, за это время ни одна из «сволочей» не обратила внимание военспеца на допущенную им грубейшую ошибку. Мы просто стояли и блаженно ждали. Это были лучшие мгновения нашей службы!
Через положенное время раздался взрыв и одновременно с ним дикий вой! Выли все. Старшина Витя Белоха от дикой боли в том месте, где растут ноги, а мы от удовлетворённого чувства мести!
История закончилась для «учителя» благополучно. Главное, что «хозяйство» его не пострадало. Репутация тоже… за неимением таковой. С этого дня до самого нашего «малого дембеля» – убытия по окончанию учебы к новым местам службы — он носил подпольное прозвище «Динамит».
Анатолий ПОКРИШЕНЬ, военный полковник в отставке, г.Чернигов
Попередня публікація та посилання на інші розповіді ТУТ.
Ви читаєте чергову розповідь Анатолія Покришня з циклу «Я хочу вам розповісти. Історії про Радянську Армію з «людським обличчям». Нагадуємо, що кожна нова розповідь автора публікується на нашому сайті щосуботи о 12-й годині у рубриках “Життя. Як воно є” та “Гумор вихідного дня” – “Не все так погано”